Как выживает театр: о людях, прибыльности и новой реальности в эпоху COVID
Театр-студия импровизации «Черный квадрат» сейчас находится в долгах. COVID мешает развиваться и радовать публику. Vesti.ua побеседовали с режиссером и идеологом легендарного явления «ЧК», Анатолием Нееловым. Он признался, что на жизнь зарабатывает работой с политиками.
– Анатолий Николаевич, как себя чувствует театр? Можно ли сейчас назвать его прибыльным?
– Как можно думать, что в «ковидное время» театр, который не берет у своего государства деньги, и у него нет спонсоров и инвесторов, может быть прибыльным? Конечно, сейчас это убыток и долги, что обозначилось еще в прошлом году. В позапрошлом, когда начался COVID, когда нужно было возвращать людям деньги за билеты в течение нескольких месяцев, так как все было продано, потом несколько месяцев не работать… мы выдохнули только в сентябре, закрывались в марте. Нужно было сохранять коллектив, платить людям зарплаты… нет, сейчас это не может быть прибыльным.
…но все-таки, как-то удается держаться на плаву? Или все совсем плохо?
– Даже при 50% рассадки в желтой и оранжевой зоне… актеры подвинулись, уменьшились гонорары и зарплаты, но мы не умерли потому, что половина зрителей отказалась забирать билеты, они не стали требовать денег, сказали «ребята, мы потом придем». В прошлом году было сначала полгода, потом один месяц, потом другой, следующая весна… и вот за счет того, что не нужно было единовременно всем возвращать деньги за билеты, а мы возвращали, сославшись на форс-мажор, так как понимали, что репутация – это все, что COVID пришел надолго, поэтому что бы ни случилось, мы вернем деньги всем, кто обратится. И это послужило на пользу. Теперь в случае переносов, отмены спектаклей люди не нервничают, так как знают, что можно в любой момент забрать деньги. Задержка в пару дней может быть разве что за счет банка.
– А еще недавно у театра были хорошие времена, много филиалов…
– Театр «Черный квадрат» конечно же, выходил на прибыльность, было много филиалов, но у нас при этом насчитывались большие задолженности по покупке помещений. Театр назвать бизнесом все равно никогда нельзя. Если была бы антреприза, 3-4 актера, которые собрались и работают по всей Украине – это одна история. Но мы же содержим офис, кассиров, оплачиваем отопление. Это целая структура. Театр никогда не был прибыльным бизнесом. Он мог быть как минимум, рентабельным, выходить на уровень самообеспечения. Когда мы начали зарабатывать, начались события на востоке страны. И мы решили, что 10%, которые у нас были, мы тратим на помощь тем, кто лежит в больницах. Театр не должен убивать людей, поэтому ничему летальному мы принципиально не помогали, но в госпиталях покупали людям протезы, лекарства и.т.д, потому, что государство не могло. Выступали как лекари души и тела. Теперь бы самим выжить.
На сегодняшний день у нас сумасшедшая задолженность по деньгам, которую постепенно пытаемся погашать за счет личных средств и за счет отложенного спроса: здесь продали, получили средства, перекомпенсируем. Живем, как и вся страна, уже в кредит.
– Будут ли платные онлайн-показы? Придется ли меняться в новой реальности?
– Это бессмысленно. Мы оплачиваем авторские права за музыку для игры в спектаклях, мы заключили договор с агентством, выплачиваем роялти. Но для того, чтобы это была трансляция в Youtube или соцсетях, еще где-то, на других платформах, чтобы это можно было продвигать, это нужно оплачивать отдельно. И тогда речь о совершенно других деньгах, которых у театра нет, поэтому онлайн – вряд ли.
– COVID – навсегда?
– COVID – навсегда. Вакцинироваться придется системно и третьей дозой, и четвертой, и пятой. И каждые полгода – новой.
– Что делать с театром?
– Пытаться работать, проскакивать в какие-то моменты… государство поддерживает театры, но это недолго.
– «ЧК» получает что-то от государства? Хотя бы какие-то средства за эти годы выделялись?
– Ничего. И это принципиальная позиция. Мы никогда не брали, и не будем брать, потому, что как только ты берешь у государства, ты становишься ему должен: на тебя имеют право политически влиять, что крайне неприятно – обслуживать. Поэтому нет. Не хочется.
– Будут ли экспериментальные вещи? Ведь театру приходится конкурировать с шоу, 3D-артом, видеоиграми и квестами?
– Театр – это живое общение «здесь и сейчас». Ивент-индустрия – другой бизнес. Иммерсивный театр – все это интересно, хорошо, но не то, чем нам бы хотелось заниматься. Мы все-таки пытаемся делать искусство. Развлечения и искусство находятся рядом, но они – не одно и то же.
– Разве «Черный квадрат» – классический театр?
– Как говорил Сальвадор Дали, «гениальное рождается на стыке жанров». С одной стороны, у нас много смешного – комедии, а с другой – очень лирические, душевные вещи. Это обязательно. Зритель всегда может заплакать. Во многих спектаклях мы выбиваем на слезу, при этом долго, много часов подряд смеша и веселя. Такая амплитуда эмоций очень свойственна «Черному квадрату». Он – просто театр, который не является государственным, национальным, попсовым. Он делает живое искусство «здесь и сейчас». И поэтому к нам идет зритель. Тут же проблема другая: при полной рассадке у нас аншлаги. И это – самый важный показатель. При практически полном отсутствии рекламы, с учетом страха, боязни… Если люди идут в такое время в театр, значит, мы даем то, что им нужно.
– Для чего нужно проходить тренинги у вас? Нужно ли это тем, кто не хочет становиться актерами?
– У меня большинство таких людей. Я зарабатываю не на театре. Он не является для меня главным источником дохода. Вообще. Я зарабатываю тем, что работаю с депутатами, с министрами, с бизнесменами. Постоянно «прокачиваю» людей, которые не собираются быть актерами, но понимают, что сейчас без актерского мастерства в современном социальном мире, при постоянной публичности, с участием в социальных сетях, фейсбуке, инстаграмм, тиктоке, без этого никак. Поэтому актерская деятельность сейчас – самый продаваемый продукт. И это то, что помогает мне жить. Я работал как минимум, с тремя президентами Украины, и более, чем с сорока министрами за все эти годы.
– пусть будет трюизм под занавес: есть ли какие-то планы, как будет театр развиваться?
– Нет планов на развитие, но и нет планов на падение. Планы – пытаться быть стабильными. Стабильно держаться на плаву. Иногда не нужно никуда плыть, иногда просто нужно не утонуть.
Справка:
Театр-студия импровизации «Чёрный квадрат» основан в 1991 году. Главный режиссёр – Анатолий Николаевич Неёлов, под руководством которого за 20 лет работы появилось 120 оригинальных и классических спектаклей, разработана уникальная импровизационная техника.