Нужна ли косметика?
Содержание статьи:
Можно долго рассуждать о том, что внешность — не главное, но отрицать ее важность попросту неразумно. Мы в этом не уникальны: множество животных и птиц щеголяют цветной раскраской для привлечения противоположного пола. Но у людей с яркими красками как-то не задалось, и для компенсации пришлось придумать косметику. Причем гораздо, гораздо раньше, чем множество других нужных вещей…
Древнейшая помада
Когда мы вспоминаем о различных исторических изобретениях, косметика для глаз — отнюдь не первое, что приходит на ум. А зря, ой как зря! Попробуйте предположить, когда была изобретена помада? Предположили? Правильный ответ — у древних шумеров, порядка 5 тысяч лет назад. И дальше по очереди: у индов, у египтян, у греков, у римлян… Некторые, конечно, перенимали опыт у других, но, как правило, косметику придумывали совершенно независимо. Можно сказать, что, как только человечество оформилось в то, что мы понимаем под цивилизацией, мы тут же начали красить лица, а особенно губы, чем-то ярким. Шумеры так вообще дробили драгоценные камни, посыпая лица получившейся «блесткой». Красота требовала значительных вложений и много тысяч лет назад.
Разумеется, все видели изображения египетских фараонов с подведенными глазами. Но это носило скорее не эстетическое, а ритуальное значение. Египтяне считали, что через глаза в душу человека могут пробраться злые духи, и подводили их смесью под названием «кайал», известной и до сих пор, составленной на основе сажи и экстрактов различных трав.
Для защиты от солнца и насекомых использовалось касторовое масло, но вдобавок оно придавало коже особый блеск, что считалось шиком. Если косметику шумеров и египтян еще с грехом пополам можно было объяснить практическими целями, древние греки уже вовсю красились для удовольствия. Ну а почему бы и нет?
В театре и на войне
Оливковое масло в Древней Греции выполняло столько задач, что страшно представить: им заправляли еду, лечили раны и, конечно, втирали в кожу и волосы в косметических целях. Актеры в античном театре в основном носили маски, но искусство грима также начало зарождаться примерно в те времена. Вообще слово «косметика» вполне ожидаемо переводится как раз с греческого как «техника создания красоты». И красота продолжала бушевать по всему миру, охватывая практически все древние цивилизации.
Персия? Подводка для глаз из уже упомянутого кайала. Китай? Украшение ногтей с помощью воска, белков яиц и гуммиарабика, смолы акации. Китайские знатные леди использовали цветы абрикоса для припудривания лбов и щек. Римские женщины поголовно пользовались косметикой, хотя особенно популярна та была у знатных дам и куртизанок.
Как несложно понять, искусство косметики «чисто для красоты» развилось из ритуальных и медицинских целей, но изначального смысла оно не утратило и пройдя сквозь века. Священнослужители и актеры по всему миру наносили ту или иную форму грима, чтобы выглядеть эффектнее перед публикой. «Боевая раскраска» африканских, австралийских, североамериканских и многих других племен предназначалась как для запугивания врагов, так и для демонстрации перед своими мужества и готовности к битве. Людям только дай повод — начнут раскрашивать лица, причем как женщины, так и мужчины, хотя кто больше, кто меньше — зависит от культуры.
Другой вопрос — до каких пределов может дойти одержимость этой дополнительной формой красоты?
Свинцовая смерть
Одно из распространенных современных заблуждений можно выразить простой фразой: «Раньше было лучше». Дескать, сейчас все состоит из сплошной химии (а из чего ему еще состоять?), не то что в старые добрые дни с натуральными продуктами. В первую очередь подобные высказывания касаются еды, но и косметику тоже нет-нет да затрагивают. Проблема в том, что, если не считать условно-лекарственных средств типа касторового и оливкового масла, мало что могло сравниться по вредоносности с «натуральной» древней косметикой.
Смесь из сажи, которой подводили глаза, часто содержала сульфид свинца и при длительном употреблении приводила к серьезным проблемам со зрением. Свинец вообще был исключительно популярен начиная с античных времен и заканчивая началом XX века. Взять хотя бы средневековую моду среди аристократии пудрить и белить лица, чтобы цвет кожи разительно отличался от загорелых крестьян. И вроде мода как мода, только вот белила содержали тот самый свинец, неумолимо отравляющий организм через кожу.
Еще «веселее» действовала мышьяковая пудра от печально знаменитой синьоры Тоффаны, отправившая на тот свет множество мужей знатных дам в Италии времен Возрождения. Правда, неизвестно наверняка, по случайности или намеренно — в конце концов, синьора Тоффана происходила из целой династии отравительниц.
Эксперименты с косметикой, приводящие к жутким результатам, продолжались вплоть до середины XX века. Так, в 1933 году продажи подводки для глаз в США рухнули после того, как прокатилась новость о «кислотной подводке» Lash Lure, вызвавшей слепоту у нескольких женщин в первые часы после поступления в продажу. Компоненты подводки — анилин и парафенилендиамин — до того широко использовались в краске для волос, но никто не предполагал, что они могут вызвать столь ужасную реакцию при нанесении на кожу около глаз.
Могущество рекламы
Примерно с середины XX века все косметические компании начали проводить предварительное тестирование продукции на животных. С начала XXI века данный подход стал считаться негуманным и постепенно запрещаться в ряде стран. Оба мнения можно понять: с одной стороны, именно подобные эксперименты позволили человечеству в достаточно короткие сроки найти безвредные формулы той самой подводки для глаз, пудры, помады и т. п., с другой — животных тоже жалко, и почему они должны страдать и гибнуть ради еще одного оттенка вишневого цвета для модников и модниц? В борьбе замешаны большие деньги, и до сих пор неизвестно, какая сторона в итоге одержит верх.
Может показаться, что, раз человечество настолько одержимо внешним видом, торжество косметики неминуемо. Но, как ни странно, интерес к раскраске лица на нашу цивилизацию скорее накатывал волнами, чем мы стабильно в нем бултыхались сотни лет. Да, состоятельные средневековые леди морили себя свинцом, а вот те, что победнее, не пользовались косметикой вообще, и не потому, что сидели без вариантов. На Руси долгое время использовали муку и румяна для наведения красоты, но через пару столетий мода сошла на нет. В начале XX века женщины почти не использовали косметику, а затем искусство рекламы развернулось настолько широко, что сопротивляться ему оказалось совершенно невозможно.
Некоторые практики, еще недавно казавшиеся логичными, сегодня немыслимы, например осветление лиц у афроамериканцев 1920-х, чтобы меньше выделяться среди белых. Ударило и по миллиардным продажам косметики феминистическое движение конца 1970-х.
Раскраска лица как таковая — для собственного удовольствия или по нуждам профессии — не несет в себе никакого подвоха. Лишь когда за ней заметен масштаб истории со взлетами и падениями, страданиями и огромными финансами, начинаешь задумываться, глядя на баночку с пудрой. Все же красота, как и стремление к ней, — поистине страшная сила.
Сергей Евтушенко