Домой Семья Августовские Спасы

Августовские Спасы

559
0

Августовские Спасы

Август — это последние деньки летних каникул и отпусков, на этот месяц приходится сбор урожая. Наконец, именно на август выпадают Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы — важные и очень красивые православные праздники.

Два в одном

Содержание статьи:

В основе первого Спаса, который мы будем отмечать 14 августа, праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время, и к празднику Креста Господня присоседилось новое торжество — теперь уже посвященное Спасу. А началось все с чуда… Сражались как-то против недругов — совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга — византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский. Разгромили они врагов, и было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино, превратившись в пышнейшее действо…

Обычно именно в это время пчелы заканчивают сбор меда, вот пчеловоды и приурочили процедуру «заламывания сот» к великому празднику Спаса. После обедни священник освящал свежий мед, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного продукта оставляли в храме — для батюшки и его помощников, часть раздавали нищим на паперти. По возвращении из собора народ разговлялся свежим медком, пирогами с пшенной кашей, квасами на меду.

Эх, яблочко, куда ты котишься…

Второй Спас приходится на 19 августа. История происхождения этого праздника такова. Иисус в сопровождении учеников отправился на гору Фавор. Там пред Ним явились ветхозаветные пророки Моисей и Илья. После этого у спутников Христа открылось духовное зрение, и увидели они свет, преобразивший лик Учителя. В честь сего великого события и был установлен второй Спас, называемый также Преображением.

Другое название праздника — Яблочный Спас — появилось из-за обилия этих фруктов в августовские деньки. Считалось, что все, кто хоть раз полакомится яблоком до второго Спаса, не получит плод из райского сада. Ежели, поддавшись искушению, человек съедал его раньше срока, во искупление вины он не должен был притрагиваться к ним сорок дней после праздника.

Но не хлебом единым жив человек! Вот и наливные фрукты не только с хрустом кушали — с их помощью загадывали желания. Нужно взять освященный плод (только такой!), откусить от него кусочек и, глотая, задумать желание. По мнению предков, оно непременно сбудется! Особенно хорошо «работает» этот способ для девушек, желающих поскорее выйти замуж. Одно условие: проглатывая яблочко, надо произносить слова: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Холщовый Спас

В конце августа, 29-го числа, наступает черед последнего Спаса.

Давным-давно правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Прослышав об Иисусе, отправил владыка к Сыну Божьему своего живописца Анания — молить о помощи. Христос пообещал послать к Авгарю одного из своих учеников, Ананий же тем временем принялся рисовать Спасителя. Только вот рисунки почему-то никак не получались. Тогда отер Иисус лицо полотенцем, и отпечатался на ткани Его лик. С помощью этого Нерукотворного образа Авгарь исцелился от проказы, полотенце же с ликом Христа приказал прикрепить над главными воротами Эдессы. Позже священный предмет похитили мусульмане, и лишь столетия спустя его выкупил византийский император Михаил III. Эдесский образ перенесли в Константинополь, где в честь священного полотна объявили о новом празднике.

В старину на Руси в этот день проходили ярмарки, на которых шла бойкая торговля полотном и холстами. В некоторых краях к этому времени приурочивали жатву, а потому третий Спас именовался также Хлебным. Еще одна главная примета торжества — сбор лесных орехов, отсюда и третье название этого праздника — Ореховый Спас.

После торжественного богослужения все отправлялись в дубравы и рощи, где расстилали под лещиной покрывала. Самые проворные забирались на кустарник и принимались «трусить орехи». Если плодов уродилось много, радости собирающих не было предела: по народным приметам, изобилие их предвещало богатый урожай ржи на будущий год.

Любовь Шарова 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь