«Бабушка, я опять летал во сне!» — ребенок проснулся со счастливой улыбкой, и торжествующее бабушкино «Летаешь, значит, растешь!», в общем, не погрешило против истины. А теперь попробуем представить себе другой сценарий: сон малыша неспокоен, после внезапного пробуждения он испуганно лепечет: «Бабушка, я опять летал во сне…» Реакция любящей бабушки? Успокоив внука, она посетует в душе на излишнюю впечатлительность, свойственную нежному возрасту, поспешит накормить дитя вкусным йогуртом — и маленькое огорчение будет забыто… до следующего сна.
Полеты во сне или наяву?
Содержание статьи:
Воспоминания о странных или неприятных сновидениях иногда преследуют нас на протяжении всей жизни, причем, не обязательно какой-нибудь особой «кошмарностью». Иной раз смутные образы и неясные ощущения пугают исключительно настойчивостью, с которой периодически посещают нас во сне. Мы чувствуем себя заложниками тайны, которая кроется за непонятным сновидением и не дает покоя. Навязчивые сны, как правило, отличаются однообразием сюжетов: то, изнывая от страха или чувства вины, ищем и не можем отыскать любимую игрушку; отчаянно стараемся и не можем догнать исчезающего из вида друга. Блуждаем по темным, бесконечным лабиринтам или карабкаемся по шатким лестницам; «коченеем» у доски под строгим взглядом учителя… Если, став взрослыми, мы продолжаем получать подобные «послания», это, скорее всего, говорит (вопиет!) о том, что из своего детства мы прихватили нерешенные проблемы и они продолжают влиять на нашу жизнь.
Спать или не спать?
Треть своей жизни мы проводим во сне, и хотелось бы надеяться, что не зря. Ну как же, скажете вы, давно известный научный факт: именно во сне отдыхает мозг и пополняются запасы жизненной энергии. Не согласится с общепризнанной истиной, пожалуй, только современная медицина. Ученые пришли к сенсационному выводу, что основная функция сна – сновидения.
Сновидения – это «игровая площадка» эмоциональной сферы, главной составляющей человеческой личности. Сны ребенка — и вовсе лакмусовая бумажка состояния его развития. Если ребенок развивается без проблем во всех аспектах – эмоциональном, социальном и интеллектуальном, — его сны наполнены счастливыми, радостными и творческими образами и чувствами. Если же в снах присутствуют тревожные образы и эмоции, это означает, что ребенок переживает затруднения в своем развитии. Объекты и символы в снах ребенка очень важны, так как всегда являются отражением его взаимоотношений с родителями, сверстниками, школой.
Отвори потихоньку калитку…
Все впечатления, чувства, мысли, страхи, творческие импульсы – соскальзывают с верхних, дневных, уровней сознания в подсознание и там хранятся за семью печатями в некоем виртуальном пространстве, прозванным психологами «секретным садом» (нам это пространство тоже известно, но мы привыкли называть его «душой», в глубине которой мы все знаем, помним, понимаем). Жесткий контроль подсознания ослабевает только в стадии глубокого сна, и мы можем «увидеть», что хранится под замком в «заветном саду». Скрытые эмоции прорываются наружу в виде сна или кошмара. Если проснуться в «нужный» момент, можно вспомнить хотя бы часть того, что снилось, и получить некоторое представление о проблеме, которую подсознание выбрало для рассмотрения.
Кошмары. Использовать «в мирных целях»
Надежный сторож – защитный механизм – не позволяет неприятным воспоминаниям всплывать наверх, защищая дневную жизнь от дискомфорта. Так мы избавляемся от нерешенных проблем, не подозревая о том, что даже из заточения они продолжают влиять, причем самым нежелательным образом, на нашу жизнь, намекая о своем существовании разве что в сновидениях. Освобожденное от цензуры дневных запретов, наше бессознательное создает образы, довольно точно отражающие реальные события. Если же проблемы или конфликты связаны с близкими, дорогими или авторитетными людьми (для ребенка это родители, школьный учитель, друзья), подсознание наоборот, маскирует их в фантастических символах. Странные образы, иногда появляющиеся в кошмарах, на самом деле защищают ребенка от необходимости признать источник беспокойства. Итак, кошмары снятся, когда подсознание не может справиться с «вулканом» эмоций, запертых на замок. Наступает стадия «проявленной болезни». Теперь можно «ставить диагноз» и «приступать к лечению». Очевидно, что, прежде всего, ребенку необходимо помочь как можно подробнее вспомнить сон. Определить, что за проблема скрывается в хитросплетениях страшного сна, помогут «ключевые» вопросы:
-
Какие детали были самыми яркими в рассказе ребенка?
-
Были действующие лица его сна знакомыми; может ли он определить, какие чувства испытывал во сне?
-
Какие эмоции в его сне были преобладающими?
-
Активную или пассивную роль играл ребенок?
-
Как сам ребенок думает – какой смысл имеет его сон?
Зеленая дедовщина
Попробуйте расшифровать сон девятилетнего Миши: «Я бежал по нашему саду, а растения хватали меня за ноги. Я пытался бежать быстрее, но они росли и становились длиннее. Одно обвилось вокруг моей ноги, но мне все же удалось убежать. Я знал, что они охотятся за мной. Мое сердце стучало, и мне казалось, что я умру, если не выберусь из сада. А когда, наконец, добежал до дальнего конца сада, деревянная калитка превратилась в школьные ворота — такие блестящие, железные. Они росли и становились все выше и выше, и я никак не мог дотянуться до щеколды».
Что чувствовал ребенок после пробуждения: проснувшись, Миша был буквально парализован страхом. Он не понимал, почему ему приснились такие чудовищные растения. Помнил, что, добежав до садовой калитки, разозлился, когда та превратилась в школьные ворота, захлопнув его, как в капкане, в страшном саду. Мать мальчика услышала, что он плачет во сне, и пришла успокоить его. Но даже после этого он не мог избавиться от страха до самого утра.
Как выяснилось, Миша давно скрывал свою школьную проблему.
Мальчик был малорослым и подвергался нападкам и преследованиям в школе. Он хотел рассказать об этом дома, но «деды» пригрозили, что если он пожалуется, ему будет еще хуже. Пока преследования имели форму обидных кличек, угроз, подножек, у него забирали деньги на завтраки. Но Миша боялся, что обидчики выполнят свои угрозы и побьют его, если он не сможет приносить им денег больше, чем раньше.
Скорая помощь – своими силами
Специальные упражнения идеальны в тех случаях, когда вы чувствуете, что необходимо сильное средство, чтобы прекратить повторяющиеся кошмары. Они разработаны, чтобы помочь ребенку вернуть уверенность в себе после перенесенного испуга и вселить в него веру в то, что вы «на его стороне».
Установив глубинную причину кошмарного сна, попробуйте любую из нижеследующих методик.
Счастливый случай
Когда ребенок готовится ко сну, предложите ему какой-нибудь счастливый момент или событие, например, из прошлого лета. Попросите малыша восстановить в памяти приятное событие во всех подробностях. Кто участвовал? Когда именно это было? Помнит ли он, что при этом чувствовал? Теперь спросите, хотелось бы ему оживить это событие в своем сне. Объясните, что надо постараться удерживать в воображении образ счастливых мгновений, пока не заснет.
Веселое путешествие
Перед сном спросите у ребенка, в какое путешествие ему хотелось бы отправиться. Ответ может вас удивить. Расспросите, почему он выбрал именно это место и как он его себе представляет. Найдите его в атласе или справочнике. Вопросами и предположениями помогите сочинить историю о путешествии с приключениями до «места назначения».
Предложите совершить такое путешествие во сне.
Прогнать страшилку
После того, как крохе приснился кошмар, попросите его нарисовать его во всех подробностях. Потом пусть ребенок скомкает рисунок или даже порвет его. Тут вы должны сказать: «Вот видишь, ты сильнее его!» При повторяющихся кошмарах хорошо практиковать «командные» утверждения, что-то вроде: «Я сильнее тебя, ты не вернешься!» Можно сочинить ритмичный стишок или песенку на эту тему и громко петь или повторять днем, хорошо при этом еще и смеяться, можно боксировать.
Можно предложить ребенку нарисовать себя в образе гиганта и рядом крошечный — в сопоставлении с гигантом — образ из кошмарного сна. Теперь ребенок может вообразить, что он как гигант сделает с кошмарным карликом. После этого он может разорвать рисунок и отправить его в мусорную корзину с«командными» утверждениями.
Юлия Агафонова