Легендарный украинский композитор Игорь Поклад выпустил книгу «По ту сторону рояля»
10 декабря отмечает свое 80-летие легендарный украинский композитор Игорь Поклад, автор хитов, которые сегодня многие считают народными. «Дикі гуси», «Чарівна скрипка», «Пісня про матір», «Кохана», «Зелен-клен» – эти шедевры в представлении не нуждаются.
При этом трудно найти в нашей стране менее публичного человека. Игорь Дмитриевич не любит тусовок и интервью раздает очень скупо. А чего говорить: лучшие песни написаны, итоги подведены, а друзья уходят один за одним. Однако именно друзья и память о них, сподвигли Поклада на написание книги воспоминаний: есть что вспомнить, есть чему улыбнуться, о чем-то пожалеть и что-то переоценить. Но рассказ о друзьях незаметно вылился в рассказ о себе и о своем творчестве.
Книга «По ту сторону рояля», которую композитор написал в соавторстве своей женой и музой Светланой Поклад, сумела «разговорить» маэстро.
И да, эта книга не просто мемуары. Она – о тех, кого сегодня почти забыли, хотя они составляют золотой фонд украинской культуры и украинской нации. Читаешь книгу, перелистываешь историю украинской эстрады, а в голове звучат мелодии песен Поклада.
В день рождения корифея романтической песни, как назвал Поклада первый премьер независимой Украины Витольд Фокин, Vesti.ua публикуют отрывки из недавно вышедшей книги воспоминаний композитора «По ту сторону рояля».
О Юрии Рыбчинском. Жаворонок, Сова и две тетради ради одной строчки
Содержание статьи:
Игорь Поклад написал музыку к более чем 150 песням. Но главные свои шедевры он создал в творческом тандеме с поэтом Юрием Рыбчинским, с которым познакомился еще в армии.
«Мы с Юрой настолько разные, что с трудом укладывается в голове, как мы вообще могли сойтись! Он – стопроцентно сова, я – стопроцентный жаворонок. Так мы сидели и сочиняли: я – днем, он – ночью. Конечно, я знал, что такое песня. Для Юры все было вновь… Стихи – да! Он знал миллионы чужих и писал, как говорится, на ходу! Но к песне это не имело ни малейшего отношения.
Когда мы начали работать, он сначала недоумевал, но затем все глубже погружался в процесс. Он писал и переписывал одну тетрадь за другой. На один только текст «Диких гусей» он исписал несколько толстых тетрадей. На одну песню! По сути, на одну строчку: «Ой, летiли дикi гуси». Не, знаю, но, думаю, сотню вариантов он точно сочинил, пока не появились строки «Ой, летіли дикі гуси… Ой летіли у неділю дощову». Я сказал: «Все! Ура! Это оно!». Интересно, сегодня кто-то работает так?».
О песне «Ой, летiли дикi гуси» и Нине Матвиенко
О певице Нине Матвиенко можно сказать, что она была музой Игоря Поклада. Ей он доверил исполнение нескольких своих, ставших «вечными», хитов. В советские годы, авторы произведения имели право сами выбирать исполнителя, а уже после государство выкупало готовый продукт и тиражировало его на радио и ТВ. Нина Матвиенко гениально исполнила композицию «Ой, летiли дикi гуси», которая на долгие годы стала ее «визиткой».
«Но что песня без исполнителя?! Тут нужен был голос в три октавы, – вспоминает композитор. – Тут душа должна петь… А как найти такую душу в огромной армии певцов. Мы искали долго. Пока это «Ой…» я не услышал в исполнении Нины Матвиенко. Услышал и… заплакал! В этом «Ой…» было столько тоски, грусти, что я сказал – оно!!! Уже тогда стало ясно – никого больше мы искать не станем. Нашли!
В тот год мы получили дипломы лауреатов конкурса «Песня года – 79», и улетели наши гуси далеко-далеко… И летят по сей день.
В 1996 году хит «Дикi гуси» получил вторую жизнь после того, как певица Руслана исполнила его на конкурсе «Славянский базар» в Витебске и получила гран-при.
Как Поклад чуть не поссорился с Пугачевой
В советское время существовала масса песенных конкурсов, на которых зажигались новые звезды. Решение, кто и что будет петь на этих конкурсах, принимало Министерство культуры. И если артист побеждал, авторам песни тоже перепадали дипломы и разные бонусы. Хотя, как вспоминал композитор, однажды Министерство культуры обещало ему квартиру за победу в конкурсе, но коварно обмануло. Но сейчас не о чиновниках, а об Алле Пугачевой.
«Кстати, Нина Матвиенко, не была первой исполнительницей песни «Ой, летiли дикi гуси», хотя все думают именно так, – вспоминает Игорь Поклад. – Еще в 1974 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Лидия Видаш завоевала с этой песней вторую премию.
Самое интересное, что третьей тогда была Алла Пугачева, которая бежала за мной по коридору и кричала:
— Игорь! Это же несправедливо! Песня шикарная, не спорю! Но певица! Я же лучше спела, ну согласись!
— Аллочка! Я-то при чем? Я слушатель, а не член жюри…
Но мы не поссорились, это факт».
«Скрипка грає». Как Василий Зинкевич сделал из веселого шлягера трагедию
Игорь Поклад в своих воспоминаниях много размышляет о том, что сотни талантливых песен канули в вечность, потому что не нашли своего исполнителя или были неправильно трактованы аранжировщиками. В этом смысле интересна судьба хита «Скрипка грає».
«Была у меня одна особенность. Мне… часто снились песни. Я знал – снится, значит, я в хорошей форме. Но природная лень не позволяла мне записать мелодию среди ночи, а к утру я ее благополучно забывал. Но все же однажды я пересилил себя, встал, записал мелодию на магнитофон и лег спать. Наутро понял, что шикарная песня должна получиться. А днем пришел Юра, и к вечеру был готов текст. Как-то быстро у нас все получилось. Так родилась «Скрипка грає».
Ее очень скоро записал Вася Зинкевич. Так весело, бодро записал, клип даже снял, а однажды позвонил и сказал: «Нi, Iгорю… Це не те… Вона не так має звучати. Я пошукаю її. Чекай».
А десять лет спустя, сидя на юбилейном концерте в честь 50-летия Рыбчинского, я обомлел от музыки. Что-то знакомое, неуловимое, не понимаю, что именно?! Господи! Это же она, та самая «Скрипка грає», но только из веселенького шлягера Зинкевич сделал трагедию. Не сам! Гениальный украинский аранжировщик Дима Гершинзон сделал такую блестящую симфоническую аранжировку, что песня не просто зазвучала по-новому, она приобрела новый смысл. С тех пор я постоянно говорю Диме, что у этой песни не два, а три автора.
Как Богдан Ступка заставил Поклада слушать свое «противное» пение
Возможно, не все знают, что Игорь Поклад много писал для театра. В его творческом багаже музыка к десяткам спектаклей, взрослых и детских, и мюзиклов. Рассказывая о выходе из тяжелых 90-х, когда вся культура, по сути, «умерла», композитор вспомнил интересный эпизод с Богданом Ступкой.
«Лихие 90-е заканчивались, потихоньку в театры стала возвращаться жизнь. Первым позвонил Богдан Сильвестрович Ступка.
— Ну, що, Iгорю? Попрацюємо?
Сказать, что обрадовался – это ничего не сказать! Я готов был бежать к роялю. Через пару дней Ступка пришел ко мне домой, мы обсудили предстоящую работу – детский спектакль. А потом мы присели пообедать. Смеялись, вспоминали разные байки. А потом он вдруг сказал:
— Ви тiльки не лякайтесь, зараз я спiватиму. Люди кажуть, що я спiваю гарно, але дуже противно!
Мы расхохотались, не зная, что нас ждет впереди. А дальше Ступка запел на украинском арию из оперы Мейтуса «Молодая гвардия». Он пел, меняя голоса и пародируя актеров, своей мимикой и пластикой он устроил настоящий спектакль. По квартире разливался то детский голос, то тяжелый бас. По идее, в той опере и близко ничего смешного не было, но Ступка умудрился преподнести все так, что мы катались по полу. Уникальный актер. Непревзойденный. Гениальный.
Леонид Быков и «В бой идут старики». Что Игорь Поклад считает своей главной ошибкой в жизни
Игорь Поклад написал музыку к девяти мультфильмам, в том числе к знаменитой анимационной франшизе «Как козаки…». В его фильмографии 14 фильмов. Самым первым из них стала комедия «Где вы, рыцари?» – режиссерский дебют Леонида Быкова.
«Осенним вечером где-то в середине 70-х в моей холостяцкой квартире на Татарке раздался звонок в дверь. На пороге стоял промокший до нитки молодой человек.
— Здравствуйте. Я – Леонид Быков.
Откровенно говоря, я обомлел! Ну, точно почудилось… У меня за дверью Леонид Быков.
Леня как раз приступал к съемкам своего дебютного режиссерского фильма «Где вы, рыцари?». В фильме предполагалось много песен и музыки. Мы с Юрой Рыбчинским написали несколько песен. Но… фильм провалился в прокате. Это был тот самый «первый блин комом». Леня страдал больше всех и пропал… Пропал надолго. Через несколько лет он был снова у меня.
— Игорь, у меня идея. Если в этот раз не получится, все. Завяжу с кино навсегда. Но я должен это снять. Фильм будет о летчиках, названия пока нет. Ты будешь работать со мной? Этим я хочу извиниться за то кино… Какое обиделся! Я обрадовался несказанно. Прочитал сценарий – это был восторг. У меня в голове уже рождались идеи.
А потом мы встретились, я предложил несколько тем, он молчал. Наиграл мелодию песни для финала… Он молчал. Стали обсуждать, и чем дольше говорили, тем яснее я понимал – это не мое… У Лени была четко выстроенная картинка, и я все четче видел – мне реально нечего делать в этой картине. Есть «Смуглянка», «Нiч яка мiсячна»… Что мне сочинять? Ну, не сигнал же трубы писать?
— А хоть бы и сигнал, – ответил Быков. – Ну, какая тебе разница? Деньги-то те же. Пиши.
На компромисс я не согласился – халтурить не умею и не хочу, а потому предложил Лене другого композитора. Он расстроился, я – не меньше. Мы обнялись и расстались. А сегодня, вспоминая всю свою творческую жизнь, я могу точно сказать: это самая моя большая ошибка в жизни. Самая большая! Уже просто иметь имя в титрах «Стариков…» было бы для меня великой честью.
О поддержке государства, о «формате» и «не формате» и сложном решении прекратить творить
«В конце 90-х жизнь возвращалась в прежнее русло. Единственное, что не вернулось уже никогда – помощь государства… Ведь как было в нашей молодости – мы просто писали и отпускали свои песни в большое плаванье. Если песня заслуживала внимания – она моментально облетала страну, ее бесконечно крутили по радио и ТВ. Нам не приходилось прилагать никаких усилий. Скажу вам больше: тогда слов «формат» – «не формат» не было. Достойное оставалось, недостойное просто исчезало из поля зрения…
Почему практически ничего из написанного мною в 90-е, 2000-е неизвестно людям? Потому что я не умею просить: «Возьмите, Христа ради, мое произведение на радио»… Ныне другие форматы. И творчество другое, и песни. Но никто не ждал, что время будет стоять на месте. Меняется все. И стиль, и качество, и кумиры. Наше время постепенно уходило, а потом я принял решение закончить с творчеством. Причем решил буквально в один день семь лет назад. К инструменту я больше не подхожу… Разве что аккомпанирую гостям, решившим спеть».
Читайте также: На Аллее звезд увековечили имя легендарного украинского композитора Игоря Поклада